Вокзал был возведен на площади Металлистов, откуда начиналась железнодорожная ветка до самого северного поселка республики — Хальмер-Ю, в сентябре 1984 года, 35 лет назад.
С этой станции тепловозы вели пустые вагоны за углем Заполярья по шахтному кольцу. Сюда возвращались составы, груженные «черным золотом». Старейшая станция Воркуты….
Оригинальное здание вокзала для пригородных поездов в поселок Хальмер-Ю и служб станции Примыкание было возведено в рамках первого этапа реконструкции площади Металлистов.
Интересно, что проект делали на общественных началах сотрудники Воркутинского комплексного отдела института «Комигражданпроект» — архитекторов Ю. Милославова, В. Крымина, Г. Молокович, конструкторов С. Гордеева, В. Гусева, Е. Тобольченко во главе с главным архитектором отдела В. Трошиным.
Здание из красного кирпича со шпилем, который венчал флюгер с гербом Воркуты, было сооружено в стиле «ретро». Оно завершало композицию улицы Московской, и, по замыслу архитектора, непременно должно было чем-то походить на дома одной из самых красивых улиц города. Полукруглая форма стен, пилястры, колоннада – всё это делало здание изысканным и оригинальным.
В сооружении вокзала участвовали несколько организаций города.
Фундамент был заложен строителями ШСУ-13.
Кладка стен требовала высокой квалификации, ее выполнила бригада Ивана Трофимовича Трофимова из СМП-242 (Красное знамя.1984. 14 октября).
Здесь небольшое расхождение с данными автобиографической книги «Легенда шахтерской Воркуты» (А. Песцов. Сыктывкар. 2008. С. 59), где указывается: «…строительство на площади Металлистов потребовало не просто кладки кирпича, а кладочки, аккуратной, почти художественной. Мастеров для этого по просьбе Курских командировал ухтинский «Нефтегаз», соседи помогли. Шесть человек, настоящие профессионалы, всего за три недели выполнили эту непростую работу».
Затем объект был передан строителям СУ-12, которые занялись обустройством площади вокзала.
Была установлена крытая платформа-перрон.
Литейщики Воркутинского механического завода изготовили тринадцать металлических декоративных решеток — по числу шахт в Воркуте, на каждой была своя эмблема.
А на витраже под шпилем планировалось установить модель паровоза, как память о годах войны, о послевоенном нелегком времени. Память о том, с чего начиналась станция Примыкание».
Здание возводилось по инициативе первого секретаря Воркутинского горкома партии Василия Григорьевича Курских и получило «народное» название – «Курский вокзал».
В настоящее время, в связи с ликвидацией шахты и поселка Хальмер-Ю, здание по прямому назначению не используется.
Опубликовано 06.09.2019 Режим доступа: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_4322
Использованные источники:
Воркута – 2000. На широте северного сияния [Фото]: фотоальбом. – Киров : КОГУП «Кировская обл. типография», 2000. – 128 с.
Воркута – любовь моя [Фото]: фотоальбом / ред. З.А. Хайруллина ; фото В.А. Пржедецкий ; вступ. слово И.Л. Шпектора. – Киров : ФГУИПП «Вятка», [2003]. – 128 с.
Песцов, А. Легенда шахтерской Воркуты [Текст] / А. Песцов. – Сыктывкар : Издательство «ПОЛИГРАФ — СЕРВИС», 2008. – С. 59.
Майстренко, В. Вокзал за полярным кругом [Текст] /фото Р. Юнитера // Красное знамя. – 1984. – 14 октября.
Фото В.А. Пржедецкого.