9 сентября 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил указ Президиума Верховного Совета Коми АССР от 17 июня 1954 года о преобразовании посёлка при ж.-д. ст. Мульда в рабочий поселок. На тот момент в поселке проживали более 4,5 тыс. человек.
Мульда – это и железнодорожная станция, и поселок. В названии отражен географический термин «мульда», обозначающий форму залегания слоев горных пород в виде чаши или вытянутого, неправильного по форме корытообразного прогиба (немецкое Mulde «корыто»).
Поселение при железнодорожной станции Мульда — самой северной станции Северной железной дороги — было образовано в 1940-х годах. Мульду называли угольными воротами города: 200 – 250 вагонов с углем отправлялись отсюда за сутки, а одним из самых значительных предприятий поселка был пункт технического осмотра вагонов.
Условия для жизни отдаленного от города поселка, более 48 км, были в ту пору не из легких. Чтобы попасть на работу, жители Заполярного, например, шли сюда пешком, а из других поселков и из города добирались поездом (ходил тогда такой, от станции Мульда-Промышленная до станции Примыкание, с пересадкой на станции Аяч-Яга).
Первым председателем исполкома поссовета стал Владимир Борисович Краснов. На первом заседании исполкома, которое состоялось 23-го октября 1954 года, слушался вопрос о подготовке к зиме жилого фонда. И хоть на каждого жителя в то время приходилось немногим более шести квадратных метров жилья, а улицы поселка были не только не освещены, но и не имели названий, вопрос этот не случайно был вынесен первым: без хорошо оборудованного и обустроенного жилья нечего было думать об успешной работе в зиму.
Задачи по улучшению условий жизни и быта были первоочередными и неотложными. Первые два года исполком вплотную занимался благоустройством дорог внутри поселка, а затем начал отсыпку дороги, ведущей к поселку Заполярному. В 1958 году по ней прошли первые автобусы. Комбинатом «Воркутауголь» строились детский сад , школьные мастерские, стадион, сквер, а в 1959 году с самым широким привлечением к этому трудящихся в поселке воздвигли клуб. В последующие годы большие работы проводились работы по освещению улиц, асфальтированию дорог, улучшению бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания. Были построены новая котельная, канцепропитка, мастерские. За первые четверть века в поселке было введено в эксплуатацию три с половиной тысячи квадратных метров жилья.
По данным переписей самая большая численность населения зафиксирована в 1959 году – 3125 человека. В 1970 г. в поселке жили 1736 человек, в 1989 – 1224. На 01.01.1999 в поселке насчитывалось 1,1 тыс. постоянных жителей. По переписи 2002 население составляло 183 чел.
На 01.01.2005 в поселке числилось около 100 жителей.
По данным переписи 2010 года в поселке никто не проживал, но он продолжает оставаться в составе городского округа «Воркута».
В настоящее время поселок разрушен, но станция продолжает работу. Основная задача станции Мульда – погрузка угля.
Опубликовано 05.09.2024 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_14652
Источники: Пырьев, В. Воркутинское кольцо. 9. Они были первыми (пос. Мульда) / В. Пырьев // Заполярье. – 1983. – 20 мая. – С. 3.
Александровский, А. В отдаленном поселке /А. Александровский // Заполярье. – 1959. – 13 сентября. – С. 4.
Первые сессии новых поселковых советов // Заполярье. – 1954. – 10 октября. – С. 1.
Воркута юбилейная [Фотоальбом]. — Сыктывкар : ООО «Коми респ. тип.», 2013. — С. 52 : фот.
Фото И. Колесниченко. 22.08.2022.
#Воркута #80_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди