Восьмого августа 1943 года начальником Управления Воркутстроя НКВД СССР М.М. Мальцевым был подписан приказ о создании музыкально-драматического театра. Художественным руководителем и режиссером назначен Б.А. Мордвинов. И вскоре новый театр, первый в истории театр за Полярным кругом, показал свою премьеру — оперетту Э. Кальмана «Сильва».
Из воспоминаний С. Б. Шварцмана, бывшего начальника Воркутинской ТЭЦ-1, жена которого Н. И. Глебова, заслуженная артистка Коми АССР, была первой ведущей актрисой Воркутинского театра:
Июль, 1943 год.
У начальника «Воркутстроя» Михаила Митрофановича Мальцева идет совещание с работниками культуры, решается вопрос о создании театра.
Мальцев тоном, не допускающим возражения, говорит:
— Здесь, в Заполярье, в суровых условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркий, красочный, с музыкой и танцами, чтобы наши горняки, придя в свой театр, могли отдохнуть, развлечься, полюбоваться зрелищем бодрящим, легким, радостным. Театр наш должен быть музыкально-драматическим и открыть его мы должны опереттой. Сейчас, с приездом к нам Натальи Ивановны, это становится возможным, так что, Борис Аркадьевич, займитесь этим вплотную. Через три дня вы представите мне ваши соображения и перечень всего необходимого. Подумайте также о сроках подготовки первого спектакля. Мне думается, что театр мы должны открыть не позже первого октября.
Для Михаила Митрофановича вопрос был решен. Перестройкой помещения клуба уже занимались строители, а для Бориса Аркадьевича Мордвинова все было смутно, неопределенно, туманно. Вопросы толпились тысячами: как сколотить хоть какой-нибудь оркестр, какую выбрать оперетту, где найти ноты, как подобрать исполнителей, подготовить декорации, костюмы? Легко сказать — оперетта! А срок?! Два с половиной месяца до первого октября, а вопросы не только не решаются, но плодятся, рождая новые и новые…
Но шаг за шагом, день за днем, и уже загорелись мордвиновским огоньком первые энтузиасты, мечтатели. Оперетта в Воркуте — фантазия, не правда ли? Но сделать ее реальностью — кому не жаль отдать этому все, чем располагаешь?!
И идея начинает обрастать плотью. Продолжаются муки поисков, колебаний, решений, и вот уже выкристаллизовалось ядро ведущих актеров. Помимо Наталья Глебовой — это Вера Пясковская, супруги Пилацкие, Борис Козин, Сарра Кравец, Борис Дейнека, Саша Стояно. Уже в визг пил и стук топоров вплетаются звуки скрипки, трубы, виолончели — это делает первые пока неуверенные шаги оркестр, которым руководит В.И. Белик.
Но нот никаких нет. Искать их где-то на «Большой земле» нет времени.
Принимается решение, делается выбор: «Сильва»!
Ноты? Они будут!
В маленькой комнате ремонтируемого здания будущего театра три дня Наталья Глебова напевает всю оперетту, начиная с оркестрового вступления и кончая финалом, а Саша Стояно наигрывает на фортепиано все мелодии и тут же записывает их. Клавир оперетты создан. Еще несколько дней напряженной работы, и Стояно передает директору сделанную им оркестровку клавира.
Теперь уже есть главное: расписаны партии всех действующих лиц, подобраны исполнители, работа кипит и еще смутно, но с каждым днем все яснее, уверенней начинают проступать контуры будущего спектакля.
Борис Аркадьевич Мордвинов, постановщик спектакля, вкладывает весь свой огромный талант, всю свою неисчерпаемую энергию в работу с актерами, художником, дирижером. Саша Стояно неутомимо разучивает с солистами их партии. Художник Т. Т. Буря, оправдывая свою фамилию, яростно готовит декорации спектакля. Самозабвенно трудятся костюмеры, Л. М. Зализняк творит чудеса, создавая из ничего бутафорию и реквизит…
Это граничило с чудом, но первого октября 1943 года в Воркуте опереттой Э. Кальмана «Сильва» открылся музыкально-драматический театр.
Право присутствовать на этом торжестве Михаил Митрофанович предоставил лучшим горнякам, строителям, энергетикам, это было чем-то вроде премии за ударную работу, за тонны добытого и отгруженного стране черного золота.
…Театр родился, начал набирать силы, опыт, мастерство. Многими опереттами, драматическими спектаклями, операми и концертами порадовал он воркутинцев. Узнали его и оценили в Инте, Ухте, Сыктывкаре.
Но «Сильва» осталась в истории заполярного театра не просто первым спектаклем, а своеобразным символом и памятником хорошему человеческому упорству. И выдержал он в Воркуте более ста представлений.
Заполярье. 1973. 28 сентября.
Источник: Театр за Полярным кругом / подготовила Е.Галинская. //Заполярье. – 1973. – 28 сент. – С. 4.
Фото: Артисты Воркутинского музыкально-драматического театра. В главных ролях Глебова Наталья Ивановна и Дейнека в первом на сцене театра спектакле «Сильва». 1943г.» Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12343924
Программа «100-й спектакль «Сильва»». Период создания: 26 декабря 1946 г. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14629233
#Воркута #79_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди #vorkuta_cgb