Воспоминания Николая Петровича Волкова, он был в бригаде из 26 плотников, поставивших первую палатку будущей Воркуты на левом берегу реки (из книги мемуаров Н.П. Волкова «Мое поколение»):
«…Мы причалили к пристани Воркута-Вом. Это было 25 июля 1937 года.
Разгрузились. Прошли санобработку. Взамен своего получили свежее и совершенно чистое белье. Дали сытный горячий ужин. Смотри-ка, а вроде бы и не так страшно?!… Но в барак на ночлег не повели. Наоборот, пришел нарядчик и из общего этапа человек в 100, вызвали только 26, … так называемых, плотников… В моем формуляре после Котласа стояло «плотник», а после Усть-Усы еще и «столяр». Бригадиром объявили … Григория Мазура, а поваром и каптенармусом Николая Соколова.
Затем привели в один из станционных тупиков ВЖД, где уже стояла узкоколейная платформа. По указанию бригадира разбились на несколько звеньев и начали подтаскивать и грузить на платформу двойную спецпалатку размером 6×9 метров в комплекте с фурнитурой для установки /колья, костыли и т.п./, армейскую походную кухню, посуду и соответствующий запас продовольствия.
К моменту погрузки мы уже знали, что Воркута — это рудник, что к нему уже проложена узкоколейная железная дорога, протяжением 53 километра, что на Руднике добывают уголь и что при Руднике имеется лагпункт в 400 человек. Узнали еще, что по пути к Руднику, в стороне от железной дороги действует кирпичный завод и при нем имеется «командировка» /маленький лагпункт, иногда на 15-20 человек/.
Да, но если это так, то куда же направляют нас с таким снаряжением. По характеру снаряжения, вроде бы для самостоятельного, отдельного существования. Наверно новая «командировка». Если бы на Рудник или Кирпичный завод, то ведь такого снаряжения не понадобилось бы. Сколько не выспрашивали, узнать так-таки не удалось. Вроде бы никто не знал.
Погрузились довольно быстро. Но только в третьем часу ночи платформу подцепили к небольшому составу и мы двинулись, кажется, в завершающий и теперь уже железнодорожный рейс.
Везли нас долго. В пути пошел противный, мелко-моросящий дождь. Раскрутили палатку, расстелили и залезли между двух полотнищ. Надышали и вроде бы стало теплее.
Долго ли, скоро ли, но только наконец доехали до станции ВЖД – узкоколейной…
Через непродолжительное время к платформе подошел человек, с седой бородой и отрекомендовался: «Я прораб «города». Зовут меня Николай Александрович, фамилия Потехин, прошу, впрочем, любить не обязательно, жаловать тоже, а подчиняться вам приказано мне. Разрешаю называть меня даже…товарищем. Я такой же, как и вы. Пока всё. А теперь разгружаться. Даю вам 30 минут». Задаем вопросы: «Почему разгружаться здесь? Почему не на Руднике? Что будем делать?»
”Я же сказал, пока всё. Разгружайтесь! Переносите все на постоянное местожительство, а после этого отвечу на все ваши вопросы».
Распределились по старым звеньям. Несколько человек понесли, взятую на плечи скатанную в «бревно” палатку, другое звено впряглось в оглобли походной кухни и т. д., и во главе Н.А. Потехина «кортеж” двинулся.
Дождит. Идти трудно. Согрелись. По кочкам и болотцам, показалось, далеко. Просим привал, а дед кричит: «Какой вам привал – дошли”.
И действительно, вышли на сравнительно не заболоченную мшистую площадку, на которой в разных местах заметны забитые маленькие колышки. Ими обозначены места нескольких палаток, правда не таких, как наша, а значительно больше, место временной кухни, туалета, вышек, зоны.
Кухню поставили сразу на место, остальное просто бросили и все, кроме Потехина, Мазура и повара Соколова, пошли за оставшимися своими пожитками.
А дождь моросит и моросит. Мы без сна уже вторые сутки и к тому же без горячей пищи. Завершив второй рейс, от усталости только что не валимся. Потехин и Мазур попробовали послать нас в третий рейс на станцию за досками для устройства нар в палатке, но мы уже не могли. Наших сил хватило только на то, чтобы раскатать палатку. Приподняли её двумя стандартными кольями в виде шатра и все, кроме «начальников” и повара, залезли под шатер, легли и уснули.
Было это утром 26-го июля 1937 года…
Часа через два нас будили завтракать и обедать. Вставать не хотелось, но будили кстати. На нас всё сырое. Продрогли. Не выспавшиеся, вылезаем из-под полотнищ палатки, зуб на зуб не попадает, настроение подавленное. Но, все же бежим к «умывальнику» – болотцу и наскоро обмываем заросшие морды и руки.
После многих дней путешествия, почти от Усть-Усы, мы наконец получаем в свои котелки и миски, не только высококалорийные и вкусные завтрак и обед, но самое главное – досыта и горячие. Согрелись
В самом благоприятном расположении духа, мы были не прочь и опять залезть под полотнища палатки, но…Гриша Мазур не разрешил:
«Хлопцы! Знаю, устали, но отдыхать не время. Мы на Воркуте. Дождя нет, но впереди возможны всякие погодные неожиданности. Захватит в нашем положении, самих себя проклянем. К ночи надо влезть в палатку.”
Вновь перестроение на два звена. Одно приступило к расчистке под палатку и кухню, другое — такелажное, отправилось вновь на станцию ВЖД за досками для нар, за бревнами для навеса над кухней и за печкой «буржуйкой”, сделанной из железной бочки». Когда такелажное звено вернулось, пришел дед Потехин.
«Ну вот, а теперь перекур и можно договорить. Там на руднике, не «город”, а просто маленький поселок /хотя он вызывал у нас чувство «несбыточной» зависти — электрический свет, бараки, землянки, баня, клуб/, а здесь мы начинаем строительство настоящего города «БОЛЬШАЯ ВОРКУТА». Подождите немного…Не мы, а они, как бы угадав наши мысли, будут завидовать нам. Все самое главное и лучшее будет не там, а здесь”.
В этот же день, 26 июля 1937 года, примерно к 10 часам вечера, была почти полностью оборудована первая палатка размером 6×9 метров. Над палаткой из трубы валил дым. «Город” Воркута начал первый день своей жизни. А мы «горожане”?… Мы, почти счастливые, сушились у печки и готовились к отдыху в первую ночь родившегося «города».
….
Поселок … на левом берегу, то есть, собственно нынешний город, начат бригадой плотников в составе 26 человек, во главе бригадира Григория Мазура и первым прорабом «города» Николаем Александровичем Потехиным, при неоценимой помощи первых тружеников станции узкоколейной железной дороги /ВЖД/».
…
Н. П. Волков родился в 1905 г. в Ростове-на-Дону. Был рабочим, комсомольским работником. В 1932 году поступил учиться в Институт Красной профессуры и одновременно был направлен на партийную работу в авиационную промышленность. В 1936 г. был арестован, обвинен в контрреволюционной троцкистской деятельности (КРТД) и осужден на пять лет лагерей. В 1937 г. оказался в Воркуте. С этим городом связаны более тридцати лет его жизни. После освобождения в 1942 г. оставлен работать в Воркуте вольнонаемным. Уже будучи реабилитированным, Н. Волков работал в этом городе до 1968 г. на руководящих должностях (начальник шахты, ШУ-2, начальник проектно-конструкторского бюро комбината «Воркутауголь»). Выйдя на пенсию, переехал в Москву. За труд в угольной промышленности награжден двумя орденами «Знак Почета» и медалями.
Фотографии:
Ветераны Воркуты Николай Петрович Волков (слева) и В.Н. Лунев – архитектор, почетный гражданин Воркуты. Период создания: 1988 г. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30725971
Фотопортрет «Волков Николай Петрович». Период создания: 1936 г. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30726154
#Воркута_ЦГБ #К_80_летию_Воркуты #Они_были_первыми