Вспоминает Николай Аверин, опубликовано в газете «Заполярье» 12 августа 1959 г.:
СУРОВЫЕ ГОДЫ
В середине лета 1936 года наш отряд в составе 40 человек направился из города Тюмени на строительство заполярной Воркуты, где начинала развиваться угольная промышленность.
Путь отряда пролегал по рекам: Туре, Тоболу, Иртышу и Оби до села Лобытнанги. Отсюда начинался самый трудный участок пути.
Переход через Уральский хребет запомнился мне на всю жизнь. Усталые несколько суток пробирались мы по глубоким сумрачным ущельям, карабкались на крутые склоны гор, с немалым риском переправлялись через бурные реки Северного Урала. Несколько суток трудного пути отразились не только на наших силах, но и на обуви и одежде — она требовала ремонта. На половине дороги, в высоких горах, сделали двухсуточный привал.
Проводник из местного населения, взятый нами в Лобытнангах, сообщил, что дальше начнутся топкие болота и многочисленные тундровые реки. Это сообщение никого не обрадовало,
на смену одним трудностям и преградам приходили другие.
На третьи сутки рано утром руководитель отряда т. Силантьев приказал собираться в поход. Тридцать девять человек встали, а один остался сидеть, уныло понурив голову. Руководитель спросил сидящего, что случилось.
— Я плавать не умею,— признался тот. С трудом уговорили товарища, что поможем ему переправляться через реки. И снова изнуряющий переход с горы на гору. Наконец отряд вышел из лабиринта каменных нагромождений. Впереди, насколько хватал глаз, расстилалась зеленобурая молчаливая тундра, изрезанная десятками извилистых речек. Самая большая из них была Уса. Близкие к горам реки были очень бурные, переход через них был нелегким делом. Обжигающая холодная вода сбивала с ног, и горе было тому, кто выпускал из рук веревку, натянутую с одного берега на другой. Первым на противоположный берег переправлялся наш проводник Василий Иванович. Он обвязывал себя веревкой, брал в руки тяжелый камень, чтобы увеличить свой вес, и уверенно шел в воду. Мы все удивлялись его мужеству и находчивости.
После десятка таких переправ три человека в отряде заболели. Пришлось нести их на самодельных носилках. Кое-как добрались до деревни Елецкой. С больными решили временно расстаться, оставив их на попечение местного населения.
До Воркуты оставалось всего 22 километра. Но этот путь показался нам вдвое длиннее. Продукты у нас кончились, обувь была окончательно разбита, сами мы ослабли и еле передвигали ноги. Голодные и усталые, мы не дошли до цели 6 километров и заночевали среди тундры. А утром на двенадцатый день пути счастливые и взволнованные мы входили в маленький поселок Рудник.
Так я из сибиряка превратился в воркутянина. Воркуты тогда еще не было. Только на следующий год, с началом строительства шахты № 1 «Капитальная», здесь появились первые бараки.
Для транспортировки угля первой шахты Заполярья, ныне шахта № 8, до реки Усы строилась узкоколейная железная дорога. Меня в числе нескольких товарищей направили на один из участков этой дороги, снабдив лопатами и топорами. Жилье пришлось строить самим. Вырыли землянку, нарубили карликовой березки, настлали кусты вместо нар, из самодельного кирпича сложили печурку.
Быстро промелькнули летние дни. Зима в тот год, помнится, выдалась суровая. Морозы доходили до 60 градусов, часто бушевали пурги, чтобы не заблудиться в такую погоду, от землянки к палаткам была протянута проволока. Но иногда и это не спасало. Сильный ветер сбивал человека с ног и засыпал его снегом.
Не всегда сильные пурги кончались благополучно. Так, в декабре 1937 года с Елецкой к нам вышел обоз с продуктами. В пути разыгрался страшный буран, длившийся четверо суток. Долго боролись с непогодой мужественные люди, но так и не дошли до цели.
С огромной радостью встречали строители дороги первую весну. Тундра наполнилась кряканьем уток, гоготанием гусей и другой дичи. Много ее было в ту весну. Однажды, достав дробовик, пошли мы с другом на охоту. Хотелось гусятинки попробовать. Но гусь — птица хитрая, близко по открытой местности к ней не подойдешь. Пришлось и нам применять хитрость. Вырыли яму, замаскировались кустиками и начали постреливать. Охота была удачной. За несколько часов перед нами лежало 13 гусей. Еле до дому дотащили. В то лето несколько человек, в том числе и я, заболели цингой. Болезнь нагрянула неожиданно. Никаких лекарств против цинги не было. Лечились кислым молоком и настоем еловой и сосновой хвои. С наступлением второй зимы меня и еще одного товарища перевели на строительство шахты № 1 «Капитальная». Рядом со строительством стояло всего два домика и несколько палаток. А на месте улиц настоящего города простиралась дикая тундра. Там, где сейчас расположена площадь Кирова, был глубокий овраг. Вокруг на небольшом расстоянии друг от друга, как осколки огромного зеркала, сверкало несколько озер. Одно из них сохранилось до настоящего времени. Оно расположено неподалеку от городской бани.
Прошло два года, и на месте тундры стали намечаться первые улицы будущего города. Первую улицу назвали Шахтной.
Так, в повседневном труде, борьбе с трудностями, суровой природой и болезнями отважные советские люди положили начало новому городу в Заполярье. Я часто вспоминаю эти трудные годы и перед глазами встают мужественные, обветренные лица моих товарищей-сибиряков, с которыми я пришел сюда из далекой Тюмени, с которыми пережил все невзгоды первых покорителей Севера.
Н. АВЕРИН.
Опубликовано 17.06.2024 URL: https://www.vorkuta-cbs.ru/vorkutinskie-syuzhety/istoriya-vorkuty-oni-byli-pervymi-4
Фото:
Фотография. Закладка шахты №1 «Капитальная». Период создания:1937г.
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30770703
Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27846887