50 лет назад (15.04.1974) в Воркуте завершился пробег на снегоходах «Буран» Рыбинск – Нарьян-Мар – Воркута.
Из статьи В. Иванова, специальный корр. «Правды», участника экспедиции: «15 апреля жители Воркуты стали свидетелями необычного зрелища: по улицам города прошла колонна машин с санными прицепами. Это участники пробега, организованного Рыбинским ордена Ленина моторостроительным заводом совместно с журналом «За рулем», посвященного XVII съезду ВЛКСМ, провели снегоходы «Буран» к памятнику В. И. Ленину на площади Мира.
В Воркуте уже знакомы с этим новым для нашей страны транспортным средством, большая часть из 1000 серийных машин, выпущенных Рыбинским моторостроительным заводом в 1973 году, была приобретена горняками Заполярья. И, поскольку, опыт эксплуатации снегоходов в нашей стране еще не был накоплен, немало поступило на завод нареканий и предложений по улучшению конструкции отдельных узлов. Многие замечания были учтены заводом, и снегоходы выпуска 1974 года выгодно отличаются от своих предшественников своими качеством и надежностью.
Во всяком случае, мы прошли около 3000 километров сложнейшего пути по бездорожью, глухомани, тайге, глубоким снегам Архангельской области и застругам Большеземельской тундры и на всех снегоходах нет каких- либо серьезных поломок. Только перед самой Воркутой вышли из строя рессоры на двух снегоходах: сказалась безостановочная, напряженная гонка машин, которые шли на высоких скоростях с тяжелыми 250—300 килограммовыми прицепами по ухабам, валкам и горам.
Мы спешили: в Вологодской и Архангельской областях нас нагоняла ранняя весна. В совершенно ненаселенной местности Мезенской Тайболы, в тайге, где снежный покров достигает 1,5—2 метров, на нас хлынул дождь. И не столько было досадно, что он насквозь промочил одежду, сколько обидно, что мощные машины тонут в размокшем, расползающемся снегу, и налипший на полозья снег не дает саням скользить по поверхности, на подъемах тормозит движение снегоходов.
Мы наводили переправы через вскрывающиеся речки и ручьи, утопая по грудь в снегу, вытаскивали машины на ровное место и пробивались, пробивались вперед.
Только когда вышли за Полярный круг перед Нарьян-Маром порадовал нас легкий морозец.
Не знаю, как оценить, что труднее: переход ли по тайге или пробег через тундру от Нарьян-Мара до Воркуты. 600-километровый путь мы покрыли за 4 дня и эти дни были серьезным испытанием для машин и людей. Многие из нас знают, что в тундре надо использовать каждую безоблачную минуту. В составе группы испытателей шли опытнее спортсмены, мастера спорта по зимнему туризму. Не раз знакомились они с жестокой заполярной пургой и опыт подсказывал: пока её нет, надо идти, как бы тяжело не было.
Тряска по жестоким, обледенелым застругам выматывала силы людей и машин. Сбавить скорость — означало застрять на день-два тундре. За это время, предостерегали синоптики в Нарьян-Маре, может из Скандинавии нагрянуть циклон, запуржит и придется пережидать. Сколько — неизвестно.
Умение, приобретенное нами за время пробега, воля к достижению цели привели к тому, что нам сопутствовала удача. Безоблачные, солнечные дни стояли во время перехода по Большеземельской тундре. Зато к ночи термометр показывал до 39 градусов ниже нуля. А ночевать нам приходилось в палатках, готовить пищу на примусах.
Пробег Рыбинск–Нарьян-Мар–Воркута завершен успешно. Этот переход дал неоценимые материалы для совершенствования снегоходов «Буран» заводским конструкторам и инженерам, которые шли в составе группы испытателей. И хотя все машины в целом доказали свои хорошие качества, высокую надежность и проходимость в самых различных условиях снежного бездорожья, немало новых идей родилось у конструкторов во время пробега. Идей, которые позволят сделать снегоходы более совершенными.
От имени всех участников пробега приношу глубокую благодарность за теплую встречу, организованную Воркутинским горкомом КПСС и горкомом ВЛКСМ на нашем финише. Мы надеемся, что снегоходы «Буран» помогут жителям Заполярья в их трудной работе по освоению богатств Крайнего Севера нашей страны». Заполярье. 1974. 18 апр.
Источник: Иванов, В. «Буран» пришел в Воркуту / В. Иванов // Заполярье. – 1974. – 18 апреля. – С. 4.
Фото: 4035210 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Общий вид на лес, дорогу, по которой едет «Буран». Фотография. Период создания:1973 г.
Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126347
4035212 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Группа участников пробега во время отдыха. Фотография. Период создания:1973 г.
Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126419
4035214 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Группа участников пробега стоят во весь рост. Фотография. Период создания:1973 г. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126371
4035220 — Снегоходы «Буран» во время пробега по маршруту «Рыбинск — Нарьян-Мар — Воркута». Фотография. Период создания:1973 г. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126310
#Воркута #80_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди