ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЕСПУБЛИКИ

В истории Воркуты особую роль сыграла ВУЖД — Воркутинская узкоколейная железная дорога. Проложенная от реки Усы (пристань Воркута-Вом (Усть-Воркута) до Рудника (шахта № 8) протяжением в 64 км (по другим сведениям – 72 км), дорога эта была многие годы единственным надежным путем, связывающим Воркутское угольное месторождение с «большой землей».

В начале строительства бассейна с 1931 года транспортировка оборудования, технических и продовольственных грузов осуществлялась морским путем от Архангельска до Нарьян-Мара, затем по рекам Печоре и Усе до устья реки Воркуты, где была организована база, из которой грузы на лодках лошадьми по реке Воркуте доставлялись на Рудник, а зимой — санным путем по этой же реке. А  название Рудник, где расположена шахта № 8, произошло от того, что первые строители первой угольной шахты инженеры Волошановский и Эрдели до прибытия в Воркуту работали на железных рудниках, потому и шахту по привычке называли рудником.

Первыми изыскателями трассы узкоколейной железной дороги были инженеры В.II. Таранов, С. А. Бейвель и Парамонов, под руководством которых был протрассирован путь по левому берегу реки Воркуты от устья ее до Рудника. По этой трассе в зиму 1932-1933 гг. все технические и продовольственные грузы доставлялись на Рудник лошадьми. Дорога была обставлена с двух сторон через каждые 5-10 метров вешками, организована путевая служба, построены жилые помещения и конюшни на 8 промежуточных пунктах, которые впоследствии стали участками строительства узкоколейной железной дороги,

Ежедневно в любую погоду на Рудник прибывал транспорт из 22 саней. Таким путем были перевезены крепление для двух наклонных стволов по 280 метров, здание механических мастерских, жилой дом, оборудование и другие необходимые грузы.

Дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 25 июля 1933 года. К этому времени водным путем были доставлены 2 узкоколейных паровоза серии 159, 30 платформ и рельсы. На строительстве было занято в среднем до 2,2 тыс. заключенных.  Работы велись в два этапа (июль-октябрь 1933, июнь-август 1934).

За несколько летних месяцев в неимоверно трудных условиях была проложена по безлесной тундре узкоколейная железная дорога. Объем земляных работ составил более 500 тысяч кубометров. Цифра эта может показаться скромной, но если учесть, что вся «механизация» состояла из тачки, лопаты и катальной доски, то труд строителей без преувеличения следует назвать героическим. К этому нужно добавить, что шпалы, столбы для телефонной связи и скрепления изготовлялись на месте, полукустарным способом.  Первый рабочий поезд из Воркуты-Вом на Рудник прошел 4 августа 1934 года.

Узкоколейка эксплуатировалась в основном в летние месяцы. Из-за тяжелых условий эксплуатации, нехватки подвижного состава дорога не выполняла общий план перевозок. Но это был единственный путь, по которому вывозился воркутинский уголь и доставлялись на Рудник (Воркута) продовольствие, оборудование и материалы. ВУЖД была первой в мире ж/д, построенной за Полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. После введения в строй Северо-Печорской ж/д на участке Кожва-Воркута (1941) значение ВУЖД начинает снижаться. В 1942 году ее эксплуатация была прекращена. В 1943-1947 гг. дорога была разобрана.

Опубликовано 25 июля 2018 г. Режим доступа: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_3137

Использованные источники:

Историко-культурный атлас Республики Коми [Текст] / сост. д-р ист. наук Э.А. Савельева. – М.: Дрофа: ДиК, 1997. – С. 129.

Абрамов, А. Подъездные пути комбината [Текст] / А.Абрамов, П. Гуревич // Заполярье. – 1957. – 6 июля. – С. 2, 3.

Все началось с узкоколейки [Текст] // Заполярье. – 2009. – 6 августа. – С. 2.

Календарь знаменательных и памятных дат Воркуты на 2014, 2018 гг.[Электронный ресурс] : библиографический указатель / авт.-сост. : О.В. Зайцева, Н.А. Шумская. – Режим доступа: http://www.vorkuta-cbs.ru/nashi-izdaniyai/kalendari. – Загл. с титул. экрана.

Фото:

  1. Остатки поселка Усть-Воркута. Фото из архива поссовета Елецкий. 2014 г.
  2. Сохранившийся каток для укладки узкоколейки. Фото из архива поссовета Елецкий. 2014 г.
  3. Буй для крепления баржи к пристани Воркута-Вом. Фото из архива поссовета Елецкий. 2014 г.
  4. Остатки пристани Воркута-Вом. Фото из архива поссовета Елецкий. 2014 г.
  5. Строительство узкоколейки.

Смотрите также

Памятник восстановлен!

В августе завершились работы по реконструкции первого монументального памятника города — стелы в честь 25-летия …

Добавить комментарий

Войти с помощью: